Рейтинговые книги
Читем онлайн Фашистский меч ковался в СССР - Юрий Дьяков

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 86

Ворошилов. Я вполне согласен, что, невзирая на стремление и нашего и Вашего государства к миру, может создаться обстановка, когда придется защищаться от нападения. Не могу возразить и против того, что пакт не есть полная гарантия от войны. Но сейчас, когда мировая война еще свежа в памяти у народов, пакт о ненападении имеет ту особенность, что вокруг него можно мобилизовать общественное мнение, которое при наличии пакта может повернуться вдвойне, не в пользу нападающей стороны. В этом именно смысле пакт может иметь известное значение. <…>

Адам. Нас интересует у Вас то, чего мы у себя не можем видеть – особенно танки, тяжелая артиллерия и использование большого вашего опыта по применению крупных авиационных сил.

Ворошилов. Есть неясности в отношениях СССР и Германии. <…> Вот хотя бы Казанская школа. Мне кажется, что-то в ней неладно. Если бы я не знал немецкой армии, то я прямо сказал бы, что здесь вредительство.

Вы знаете значение этого термина. <;…> Три года в Казани возятся и никакой новой материальной части. Все те же танки, что привезли сначала. Я говорил – шлите конструкторов – и Вы, и мы будем иметь танки. <…>

Адам. Мы подходим к танковому вопросу с большой осторожностью, как потому что у нас мало средств, так и потому, что танки очень дороги и очень скоро стареют. Я внимательно пересмотрю этот вопрос – не лежит ли на нас вина в этом деле. <…>

Ворошилов. <…> Поскольку эти предприятия являются совместными, цель и назначение их принести пользу обеим сторонам. <;…> У нас есть уже промышленная база, но у нас пока мало людей – конструкторов. У Вас же люди есть, мы так и полагали, что Ваша сторона будет давать макеты, чертежи, проекты, идеи, конструкции, словом, что мы получим лаборатории и для Вас и для нас. Ничего этого нет. <…> О школе много кричат – и поляки и американцы. <…> Я не понимаю, почему не используются все возможности, может быть, от нас все-таки что-то скрывают или почему-либо не считают нужным все сделать. Такое мнение не только у меня. Ведь я не сам лично всем распоряжаюсь, я член Правительства и отчитываюсь перед ним. Мне говорят – риск есть, а где же результат, покажите танки, а показать нечего, три года совместной работы и пуль полезности. <…> Я не подозреваю, это не вывод мой, но у меня есть сомнение, все ли делается с открытой душой.

Адам. Я уверен, что мы ничего не утаиваем, я прослежу сам за этим делом.

Ворошилов. Разрешите задать Вам вопрос, немного может быть посторонний. Как Вы считаете, как Начальник Генштаба Рейхсвера, – танки в будущей войне будут играть действительно первостепенную роль, или они являются подсобным боевым средством.

Адам. Я категорически придерживаюсь того мнения, что танки в будущей войне будут играть вспомогательную роль и что нам надо обратить особое внимание на противотанковые средства; при хороших противотанковых средствах танки не будут иметь большого значения.

Ворошилов. Если танки не будут иметь большого значения, зачем тогда противотанковые средства?

Адам. Танки очень дорогое оружие, и только богатое государство может позволить себе иметь их.

Ворошилов. Я с Вами не совсем согласен. Если нужно противотанковое оружие, то против хороших танков. Я

уверен, что Вы, невзирая на трудное положение Германии, будете применять танки, и хорошие танки… Танки у вас будут, следовательно, Вы заинтересованы в развитии танкового дела. Танки Рейнметалла, Крупна и еще один, которые Вы привозили, далеко отстают от современной техники танкостроения.

Адам. Тогда это ошибка – нам надо быть всегда в курсе развития танков и строить современные танки… Неверно, что танки решили войну, но танки надо иметь, чтобы защищаться против танков, следить за их развитием и строить танки.

Ворошилов. Как тогда Вы расцениваете английскую линию на широкое развитие механизации вооруженных сил?

Адам. Англичане тоже ограничены в средствах и воздержатся от широкого развития танков… Большие битвы никогда не будут решены танками, а людьми.

Ворошилов. <…> В Томке дело обстоит несколько лучше, чем в Казани. <…> Мы даем все необходимые условия и просим взамен тоже конкретную материальную компенсацию. <…> Я полагаю, что Рейхсвер так же, как и Красная Армия, первым применять газы не будет, но имейте в виду, что другие армии этим делом занимаются по-настоящему… Мое мнение и здесь таково: что школа не дает необходимого и возможного эффекта.

Адам. <…> Очень благодарен, что немецкие летчики смогут у Вас учиться. <…> Наша разведывательная работа против Польши поставлена очень слабо. Благодарю за полученные от Вас разные материалы и прошу способствовать получению их и в дальнейшем. Мы знаем, что Ваша разведка дает гораздо лучшие материалы, чем наша.

Ворошилов. Мне приятно слышать такую похвалу нашим разведчикам, по боюсь, что они не совсем заслужили подобную честь.

Адам. Скажу пословицу: только плохой человек дает больше, чем у него есть в кармане.<…>[206]

Ворошилов. <…> Я Вас еще раз заверяю, что все наиболее ценное и важное Вам передается.

Адам. Последнее – хочу коротко сказать о конференции по разоружению и нашей в Женеве совместной работе. Наша точка зрения военных людей, что надо воевать за разоружение в каждой величине. Наши пункты: равная для всех безопасность, единство методов, единство запретов. За это нужно воевать. Если этого нельзя достигнуть –

надо уходить с конференции. <…> Я лично в эту конференцию не верю, вряд ли что выйдет.

Ворошилов. Мы будем стоять на позиции полного разоружения, если из этого ничего не выйдет, будем бороться за частичное разоруж ние в той форме, которая была декларирована т. Литвино ым. Я тоже не верю в эту комедию и считаю, что все это затевается для общественного мнения. Но мы к этой комедии относимся серьезно постольку, поскольку она дает некоторую возможность придержать наблюдаемый сейчас везде бешеный разбег к войне.

Адам. Это был бы большой жест – покинуть конференцию.

Ворошилов. Прошу Вас не понимать так, что мы уйдем с конференции. Если мы это сделаем, то сыграем на руку Лиге Наций или руководящей группе в Лиге Наций. Одиум[207] провала падет на нас. Мы не уйдем до конца и будем бороться за разоружение.

Адам. Я именно так и понимаю, остаться до конца, но не подписывать. Это моя личная точка зрения. <…>

Ворошилов. Я думаю, что и дальнейшие наши дружественные отношения будут развиваться и крепнуть. <…>[208]

ЦГЛСЛ. Ф. 33987 On. 3. Д. 375. Л. 22 -40

ФОН ДИРКСЕН О СВОЕЙ ВСТРЕЧЕ С ВОРОШИЛОВЫМ[209]

12 декабря 1931 г Москва

Совершенно секретно

<С…>Ворошилов снова подтвердил, что даже в случае подписания договора с Польшей ни в коем случае не последует какого-либо ухудшения или изменения в дружественных отношениях Советского Союза с Германией. Ворошилов сказал, что ни при каких обстоятельствах, разумеется, не может быть и речи о какой-либо гарантии польской западной границы; советское правительство – принципиальный противник Версальского договора, оно никогда не предпримет чего-либо такого, что могло бы каким-либо образом укрепить Данцигский коридор[210] или Мемельскую границу. Что касается польской восточной границы, то ведь Советский Союз заключил мирный договор с Польшей и, таким образом, до известной степени признал границу. В процессе беседы я имел случай спросить г-на Ворошилова о том, что он думает о настоящем положении германо-советских отношений, на что он мне ответил, что взаимоотношения в настоящее время как с точки зрения политической, так и экономической – удовлетворительные.

ЦГАСА. Ф. 33987 Оп. 3. Д 70. Л. 253-258.

ФОН НИДЕРМАЙЕР – ТУХАЧЕВСКОМУ

17 декабря 1931 г.

Москва

Многоуважаемый господин Тухачевский!

Я не хотел бы еще раз отнимать Ваше драгоценное время и прошу Вас поэтому разрешить мне попрощаться с Вами этим путем: я очень сожалею, что не имею возможности продолжить с Вами нашу совместную работу, и желал бы и в будущем иметь случай дать доказательства моей дружбы к Красной Армии и к советскому государству Я сопровождаю Вашу работу наилучшими пожеланиями и прошу Вас также не забывать преданного Вам

Нидермайер

ЦГАСА. Ф 33987 Он 3. Д 72 Л СЗ.

Подлинник.

6-2262

АДАМ[211] – ВОРОШИЛОВУ

23 декабря 1931 г Совершенно секретно

Многоуважаемый господин Народный Комиссар!

Полагаю, что Вы уже вернулись в Москву, тороплюсь выразить Вам еще раз, господин Народный Комиссар, мою искреннюю благодарность за необычайно любезный и гостеприимный прием, который я встретил во всех учреждениях и служебных органах Советского Союза.

1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 86
На этой странице вы можете бесплатно читать книгу Фашистский меч ковался в СССР - Юрий Дьяков бесплатно.

Оставить комментарий